ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ «Вот видишь эту линию? Это идеал женской фигуры. Когда станешь педагогом, добивайся, чтобы эта линия непременно проявилась» (Марина Тимофеевна Семёнова) Марина Тимофеевна всегда была поклонницей античности, эллинской гармонии и красоты. В молодости она путешествовала по Греции и Италии, изучала скульптуру. Когда мы вместе бывали в музеях, она всегда мне объясняла, что ей нравится и почему. Поэтому сегодня мне хочется рассказать вам о статуе Венеры Милосской, которая считается шедевром эпохи эллинизма. 8 апреля 1820 года, на греческом острове Милос крестьянин Йоргос Кентротас нашёл статую, известную как Венера Милосская. Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название. Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос. Милос - это вулканический остров в Эгейском море, входящий в архипелаг Киклады и территориально принадлежащий Греции. Большую часть острова занимают горы. Свое название он получил в честь персонажа из древнегреческих мифов по имени Мелос, которого на остров прислала прекрасная богиня Афродита. Мировую же известность острову принесла статуя Венеры Милосской, находящаяся в настоящее время в Лувре. Прежде чем стать одной из самых известных скульптур в мире, она провела много столетий, захороненная на острове Милос. Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал. В апреле 1820 года 23-летний французский прапорщик Оливье Вутье, служивший на военно-морском судне "Эстафета", остановившемся у тогда еще принадлежащего Османской империи острова Милос, отправился на берег. Увлекавшийся историей и искусством Древней Греции молодой французский моряк не избежал искушения заняться довольно распространенной и доходной в то время "черной археологией" на руинах древнего стадиона. Ему удалось раскопать несколько фрагментов мраморных скульптур, когда он обратил внимание на находку местного фермера Йоргоса Кентротаса, копавшего в нескольких десятках метров от него. Это была верхняя половина женской скульптуры из мрамора. Оценив красоту и значимость находки, они вместе раскопали нижнюю часть, представлявшую собой задрапированные женские ноги. Оливье Вутье сообщил о потрясающей находке своему начальству. Маркиз де Ривьер, посол Франции при Османской империи, получив описание статуи, выкупил ее за относительно скромную сумму с целью преподнести подарок французскому королю. Так, древнегреческая скульптура прибыла во Францию в 1821 году, а Людовик XVIII передал ее в дар Лувру, где она заняла главное место в греческой коллекции музея и находится до сих пор. Лувр изначально рекламировал Венеру Милосскую как шедевр классической эпохи ,с предположительной датой создания 510-323 годы до н. э. Но, благодаря постаменту, в то время еще существовавшему, признана датировка времени ее создания между 130 и 100 годом до н.э. Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Созданная из двух блоков мрамора, безупречно подогнанных друг к другу, статуя высотой 2,02 метра представляет собой идеал женской фигуры вот уже на протяжении сотен лет. Но единственное чего не достает Венере Милосской, как всем известно, это рук. Поэтому до сих пор ведутся споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине. Предположительно Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году. Кто-то считает Венеру Милосскую идеалом, но есть и те, которым она категорически не нравится. Например, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист Ренуар заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты. И тем не менее, Венера Милосская, вот уже много веков притягивает к себе внимание. Загадка ее отсутствующих рук мучает искусствоведов не меньше, чем загадочная улыбка Джоконды. Поэтому до сих пор возникают неисчислимые фантазии и версии относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них держала загадочная греческая Венера, которая должна быть Афродитой. https://www.youtube.com/watch?v=7opgpX9ReJc #цискаризмы #цискаридзе #большойтеатр #vaganovaballetacademy #tsiskaridzenikolay